Со стороны защиты возникли серьёзные вопросы к действиям правоохранительных органов в рамках уголовного дела в отношении Хутиева Р.М. Об этом адвокаты заявили на специально созванной пресс-конференции.
Департаментом полиции г. Алматы были зарегистрированы два досудебных расследования — от 3 августа и 14 августа 2023 года по ст. 190 ч. 4 УК РК (мошенничество). Речь идёт о продаже земельных участков по поддельным документам:
Один участок — в мкр. Ерменсай, переулок 3, участок ½, площадью 1,0286 га, принадлежал Кузембаевой А.
Второй — в мкр. Архат-5, ул. 5, участок 14, площадью 0,5 га, формально числился за Капашевой А., но право собственности не перерегистрировалось.
Со стороны защиты отмечается, что с момента регистрации дела досудебное расследование велось с обвинительным уклоном. При этом уголовные дела были возбуждены с нарушением п.1 ч.1 ст.179 УПК РК — без надлежащих сведений об ущербе, подтверждённых проверками, ревизиями, аудитами и иными документами.
27 апреля 2024 года Хутиев Р.М. был заочно признан подозреваемым. 6 мая — объявлен в розыск, а уже 21 мая суд СМСС г. Алматы заочно избрал в его отношении меру пресечения в виде содержания под стражей.
Однако, как утверждают адвокаты, Хутиев Р.М. на момент всех этих процедур находился в г. Астана, где его место проживания было известно правоохранительным органам. Повестки, вызовы на допросы и иные формы связи, как требует ст. 208 УПК РК, применены не были. Более того, 28 и 29 июня 2024 года он дважды посещал ДП г. Астаны по вызовам следователей Оразгалиева и Кабдешова соответственно.
Хутиев утверждает, что в указанные периоды он не находился в Алматы, Караганде или Рудном и не знаком с другими фигурантами дела. Это подтверждается результатами НСД-2 и НСД-3, из которых следует, что телефонных контактов с другими фигурантами у него не было.
С момента задержания 2 октября 2024 года до конца апреля 2025 года с Хутиевым был проведён только один допрос — 22 ноября. При этом ходатайства следователя о продлении меры пресечения обосновывались необходимостью проведения следственных действий, которые не осуществлялись. С постановлениями о признании подозреваемым и квалификации действий он был ознакомлен лишь 18 апреля 2025 года.
Во время допроса Хутиев заявил, что не знаком с Умурзаковым К.Т., Аушатовым Р.У., Ибрайгалиевым Ж.М., Чагировым Т., Баймагамбетовой Д., Начкибия Немо, Аюповым С. и Ахметовым Т. Аналогичные показания дали и сами указанные лица. Других следственных действий с его участием не проводилось.
Ключевым элементом обвинения стало опознание Хутиева Баймагаметовой Д., которая сама является подозреваемой. По информации защиты, она ранее состояла на учёте в психиатрической больнице с диагнозом «диссоциальное расстройство личности».
Экспертное заключение №40п от 14.02.2025 года, проведённое по запросу защиты, выявило признаки психологического давления со стороны следователя. В ходе процедуры опознания (15.03.2024) следователь указательным жестом показывал на фото №2, что могло повлиять на результат.
Позже Баймагамбетова Д. подала письменное заявление в Генеральную прокуратуру, в котором призналась, что дала показания под давлением. Однако уголовное дело по её заявлению не возбуждено.
Трое других свидетелей на суде заявили, что им предлагали оговорить Хутиева, чтобы связать его с мошенничеством.
Дополнительную обеспокоенность вызывает тот факт, что Хутиева помещали в камеры с другими подозреваемыми по тому же уголовному делу, что нарушает ст. 4 закона РК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях». По мнению адвокатов, это была внутрикамерная разработка с целью психологического давления и получения признательных показаний.
Отдельные вопросы вызывает и имущественное положение Кузембаевой: при прошлом в профессии учителя за ней числятся участки и коммерческая недвижимость на сумму более 200 млн тенге.
При этом сама Кузембаева 4 раза заходила в систему eGov по ЭЦП для получения справок об имуществе, однако с заявлением в полицию обратилась лишь спустя 5 месяцев.
Адвокаты подчёркивают: представленные нотариусу оригиналы документов действительно принадлежали потерпевшей, запросов о выдаче дубликатов не поступало. Все жалобы в Администрацию Президента, Генпрокуратуру и МВД были перенаправлены в те органы, действия которых оспариваются, без рассмотрения по существу.
«Мы проводим эту пресс-конференцию не ради оправдания подзащитного, а во имя справедливости. Мы хотим, чтобы невиновные не были осуждены, а суд был действительно справедливым», — заявили адвокаты. Они также обратились к Генеральной прокуратуре и Администрации Президента с просьбой обратить внимание на произвол, творящийся в следственных органах Алматы.