Проблемы с поставками: что случилось с казахстанским картофелем?
42 вагона с картофелем, отправленные из Казахстана в Узбекистан по цене 50 тенге за килограмм, замерзли в пути. В Министерстве сельского хозяйства РК (Минсельхоз) пояснили, что грузы были отправлены еще до введения запрета на экспорт.
Причины задержки груза
По данным Минсельхоза, 2,7 тыс. тонн картофеля имели фитосанитарные сертификаты, выданные до запрета на экспорт в третьи страны. Однако при пересечении границы на станции «Сарыагаш» возникли вопросы к грузоотправителям из-за возможного занижения стоимости товара.
«Согласно документам, картофель продавался по 40-50 тенге за килограмм. По этой причине вагоны были задержаны для выяснения обстоятельств», — сообщили в Минсельхозе.
После завершения проверки вагоны были отправлены в пункт назначения на территорию Узбекистана. Однако к этому моменту продукция уже могла быть испорчена из-за низких температур.
Возможность реализации на внутреннем рынке
В Минсельхозе подчеркнули, что у предпринимателей была возможность продать картофель внутри страны, чтобы предотвратить его порчу. Однако все 10 грузоотправителей не предъявляли претензий к государственным органам.
Запрет на экспорт картофеля
С 16 января 2025 года Министерство сельского хозяйства РК ввело полугодовой запрет на экспорт картофеля. Это связано с увеличенным спросом на казахстанский продукт в соседних странах и ростом цен внутри страны. В связи с этим выдача фитосанитарных сертификатов была приостановлена.
Рост цен на картофель в Казахстане
В январе 2025 года стоимость картофеля в казахстанских магазинах резко возросла — до 500 тенге за килограмм. Министерство торговли провело переговоры с представителями крупных сетей Small и Magnum, после чего компании пообещали снизить цены.
Минсельхоз объяснил удорожание продукта спекулятивными действиями посредников. В свою очередь, Министерство торговли заявило, что Small и Magnum готовы закупать картофель напрямую у фермеров, исключая посредников.
PS
Инцидент с замерзшим картофелем еще раз подчеркнул необходимость контроля логистики и экспорта сельскохозяйственной продукции. При этом на внутреннем рынке страны остается актуальной проблема роста цен и борьбы со спекуляциями.